Дуалистическая религия


На территории Средней Азии этого времени существовало довольно значительное число религиозных систем и культов, но господствовала дуалистическая религия (т. е. предполагающая извечную борьбу доброго и злого начала) зороастрийская или, как ее иногда предпочитают называть в отличие от ортодоксальной религии сасанидского Ирана, мазде-истская.



План городища Афрасиаб
1 — стены укреплений; 2 — рвы; 3 — овраги; 4 — места археологических находок; б — направления древних улиц; 6 — здание с куполом; 7 — здание с алебастровыми панелями
Помимо верховного божества Ахурамазды, величайшим почитанием пользовались божества зороастрийского пантеона — Анахита — богиня плодородия, олицетворявшая также благодатные воды Аму-Дарьи, и солнечное божество Митра. Широко был распространен культ умирающего и воскресающего божества растительности Сиявуша, обожествленного мифического героя, сказания о котором вошли в поэму Фирдоуси «Шахнаме». Можно полагать, что культ этого хтонического божества был тесно связан с культом умерших предков, также имевшим весьма глубокие корни в Средней Азии. Широкой известностью в южных областях Средней Азии пользовались образы греческих богов (Зевс, Посейдон, Аполлон, Артемида, Геракл, Дионис), но они по большей части лишь «эллинизировали» внешний облик соответствующих местных божеств. Несколько позже в Среднюю Азию, главным образом в ее юго-восточные области., проник буддизм. В III в. н. э., главным образом в городской среде, получило распространение зороастрийское сектантское течение манихейство.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.