Эфталитский период


Эфталитский период роднит с кушанским культурно-идеологическая политика эфталитских правителей. Китайские источники и художественные памятники Афганистана и Мавераннахра позволяют говорить о возрождении и укреплении в эфталитских владениях буддийской религии. По сведениям Китайской хроники Бэйши, в резиденции эфталитских царей «множество храмов и обелисков буддийских, и все украшены золотом».
Анализ материала «Болотных городищ» и других памятников IV — V вв. северного и северо-восточного Хорезма приводит к выводу, что они были созданы народом, по происхождению тесно связанным с сармато-ланскими и массагетскими племенами, однако около IV — VBB.H. э. подвергся сильному влиянию восточных племен тюрко-монгольского круга (гуннов). Это был народ, характеризующийся комплексным скотоводческо-рыболовческо-земледельческим хозяйством, с ведущей ролью скотоводства, не имеющего, однако, кочевого характера и сочетающегося е оседлым или по меньшей мере полуоседлым бытом, с обитанием в укрепленных общинных поселениях — «городах» (о «городском» быте эфтали-Тов упорно говорят византийские авторы — Прокош-га Кесарийский и Менандр).
Характер планировки хионито-эфталитских городищ говорит о живых общинно-родовых традициях. Это подтверждается и письменными памятниками. Так, в частности, китайские хроники сообщают о многомужестве у эфталитов. Несомненно, это пережиток группового брака.



Скульптура из дворца Топрак-кала
Кесарийским эфталитский обычай, согласно которому эфталитские вожди окружали себя так называемыми «соу-мирающими» людьми — людьми, которые были их сотоварищами по трапезе, в быту, в сражении и которые после смерти вождя должны были сопровождать его в загробный мир.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.