Государство Ахеменидов


Надпись Дария и греческие источники сохранили также сведения о походе Дария против племен массагетской конфедерации, очевидно в глубь степей между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей. Во время этого похода персы, как и при Кире, оказались на краю гибели в безводной пустыне и лишь случайно прошедший дождь спас их. Эпос сохранил имя героя сака Ширака, который изувечил себя для того, чтобы заслужить доверие персов и завести их в пустыню. Тем не менее неоднократные походы Ахеменидов в известной мере стабилизировали положение на границах скифского мира, и все земледельческие оазисы Средней Азии ко времени правления Ксеркса оказались под властью Персидской империи. Их территория была, как и все владения государства Ахеменидов, разделена на административные единицы-сатрапии. Границы этих сатрапий совпадали с пределами исторически сложившихся до Ахеменидов стран и государств. Для каждой сатрапии была установлена определенная сумма ежегодного налога в серебре или золоте. В Средней Азии (согласно списку, приводимому Геродотом) были образованы следующие податные округа: XII округ — «земли от бактрийцев до эглов» (выплачивали 360 талантов); XV округ — саки и каспии (вносили 250 талантов); XVI округ — парфяне, хорезмийцы, согды и ареи (платили 300 талантов). Среди восточных сатрапий особое место занимала Бактрия. Сатрапами ее, начиная с брата преемника Кира Камбиза—Бардии и кончая последним представителем династии Ахеменидов Бесс ом (см. ниже), являлись, как правило, видные представители царского дома. Имеются данные, что все среднеазиатские владения рассматривались как находящиеся в сфере полномочий карана (старшего сатрапа) Бактрии. В административном отношении с Бактрией обычно была связана Маргиана.
Такое высокое положение Бактрии объяснялось не только тем, что как крайняя на востоке область она требовала особого внимания, но и тем, что в культурном и языковом отношении бактрийцы, видимо, были ближе к персам, чем другие народы Средней Азии. Уместно заметить, что илфы и эпические сказания, вошедшие в Авесту и первоначально связанные с архаическим Хорезмом, были, очевидно, восприняты и в значительной мере переработаны в V—IV вв. до н. э. бактрийскими жрецами огня (атраван), что и объясняет выдающуюся роль Бактрии в истории зороастризма.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.