Гробница хорезмийских царей


В Хорезме, где классическую культуру античности принято называть кангюйской, известен ряд памятников IV—I вв. до н. э. Своими масштабами выделяется громадное городище Базар-кала в правобережном Хорезме. Особый интерес представляет великолепный культовый памятник, развалины которого называются сейчас Кой-Крылган-кала.
В своей основе это гробница хорезмийских царей IV в. до н. э., связанная по принципам планировки с некоторыми недавно открытыми мавзолеями присырдарьинских саков. Центром комплекса является массивная круглая башня диаметром свыше 40 м при высоте около 8 м. Внутри нее расположено восемь сводчатых помещений, составляющих две изолированные одна от другой аналогичные группы; четыре лестницы ведут из них в стрелковую галерею, увенчивающую башню. В 15 м от башни проходит кольцо внешних крепостных стен. Пространство между центральной башней и внешними стенами занимали многочисленные многократно перестраивавшиеся помещения, где располагались хранилища, обитали рабы и слуги храмового хозяйства. Этот храмовый комплекс существовал пять веков как центр династического культа обожествленных предков. Основной погребальный комплекс оказался разграбленным. Однако найденные при раскопках предметы чрезвычайно интересны. Следует отметить замечательные рельефы на огромных глиняных флягах, представляющие различные мифологические и бытовые, а также орнаментальные композиции. Найдено множество керамики, в том числе ритоны, украшенные изображениями животных, и кувшины с изображениями львов на ручках. Здесь же обнаружены остатки настенной живописи, древнейшей в Средней Азии. Множество терракотовых статуэток богини Анахиты свидетельствует о том, что этот памятник был как-то связан с ее культом. Среди множества других изображений следует отметить статуэтки из верхних слоев, несущие следы индо-буддийского искусства. На самом памятнике и в его окрестностях найдены обломки глиняных астоданов (оссуариев) — гробиков, куда, согласно зороастрийскому обряду, складывали кости умерших после того, как трупы, положенные на возвышенные места — дахмы — истлевали. Койкрылганские астоданы, наиболее древние из всех известных, вылеплены в виде скульптур, изображающих, очевидно, умерших, воплощенных в образах хтонических божеств. Древний культовый центр — нынешние развалины Кой-Крылган-кала—прекратил свое существование с установлением в Хорезме власти кушанов.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.