Общность народов степей


По данным греческих и персидских источников, в этот период не существовало сколько-нибудь резкой этнической или культурной обособленности между народами оазисов и скотоводческими племенами окружающих степей. Страбон прямо указывает, что хорезмийцы входили в состав массагетов и саков, что согдийцы и бактрийцы в древности мало отличались от кочевников по образу жизни и нравам. Изображения хорезмийцев, бактрийцев и согдийцев, как найденные в их странах, так и представленные на рельефах Ирана, показывают, что одежда их, головные уборы, оружие почти ничем не отличались от сакских. Говорили они на близких языках — у жителей оазисов, как и у саков, языки относились главным образом к восточной ветви иранских языков.



Рельефы ахеменидского дворца в Персеполе. V в. до н. э. Изображение среднеазиатских данников.
В древнейший период не существовало резкой грани между ними и в хозяйственном отношении. Так, священная книга зороастрийской религии Авеста, возникшая в Средней Азии и в древнейшей своей части связанная с территорией Хорезма этого времени (VI11—VII в. до н. э.) рисует общество оседлых скотоводов, разводящих крупный рогатый скот, коней и верблюдов. Создатель священных гимнов молит верховное божество — Ахурамазду прежде всего об обилии стад и пастбищ. Усердно рекомендуемым, угодным богу делом считалось земледелие, проведение каналов для орошения бесплодных ранее земель. Общество в древнейших частях Авесты выступает разделенным на касты жрецов огня, воинов и рядовых общинников; несколько позже, видимо, возникла нижестоящая каста ремесленников. Глухие упоминания не позволяют с достаточной уверенностью судить о степени развития рабства в этом обществе, однако несомненно, что в хозяйстве военной аристократии уже использовался труд рабов, по крайней мере в тех же масштабах, в каких применялся он у причерноморских скифов. Вместе с тем полностью сохранялась родоплемснная организация. Основой общества был род (вис), несколько родов составляли племя (занту), несколько племен в свою очередь образовали союз племен (дахью), занимавший определенную область.
В литературе, особенно западной, прочно утвердилось представление, что северной границей Бактрии было верхнее течение Аму-Дарьи. Это представление объясняется ошибкой античных авторов времени похода Александра Македонского, связанной с неправильным пониманием как древними писателями, так и некоторыми авторами нового времени значения рек, не разделявших народы, а их объединявших, но являвшихся с точки зрения завоевателей очень важными военными рубежами. Археологические исследования в южном Таджикистане и на крайнем юго-западе Узбекистана показали единство культуры левобережной и правобережной Бактрии и позволили окончательно опровергнуть ошибочное представление о ее границах, порочность которого была советскими исследователями вскрыта еще раньше на основании анализа памятников письменности.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.