Памятники сакских племен


Археологические исследования в северных Кызылкумах, на территории древних, смыкавшихся в то время дельт Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, открыли множество исторических памятников, характеризующих ареалы расселения, хозяйственно-бытовой уклад и культуру рядасакских племен — апа-сиаков, аугасиев, тохаров и сакараваков. Памятники других сакских племен исследовались археологами в Семиречье, в Чуйской долине, на Иссык-Куле, на Тянь-Шане, Памире и в других районах Средней Азии и Казахстана. Наиболее детально в настоящее время изучена культура апасиаков, прослеженная с раннего ее этапа, VII—VI вв. до н. э. (так называемая кокчатенгизская кзльтура, возникшая на базе культуры приараль-ских племен бронзового века), до 11 в. до н. э. У апасиаков, населявших дельтовую область Приаралья, пересеченную густой сетью речных протоков, постоянно меняющих свои русла, сложился своеобразный уклад «полукочевых земледельцев»; они вели комплексное хозяйство, в котором сочеталось неустойчивое в этих природных условиях орошаемое земледелие со скотоводством, рыболовством и занятием ремеслами. Этот же хозяйственно-бытовой уклад был типичен для тохаров, аугасиев и, очевидно, других сакских племен, живших в сходных природно-географичоских условиях сильно обводненных местностей. Недаром древние авторы именовали некоторых из них «водными саками», о чем говорит семантика их этнонимов: апасиаки (ара-Ьака) Страбона — водные саки; сними тождественны, видимо, «скифы-абии» (водные скифы) Арриана; этноним аугасии расшифровывается как «речные» (может быть, «приморские») т. е. тоже как «водный» народ.



Изображение сака на золотой пластинке из Амударьинского -клада. IV — III вв. до н. э.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.