Насаждение мусульманства


Стремясь использовать религию как орудие укрепления своего господства, феодальная знать всеми доступными средствами насаждала мусульманскую идеологию, нетерпимость к «неверным». Идеология панисламизма внедрялась феодалами в народно-поэтическое творчество. Народные традиционные обряды постепенно заменялись мусульманской обрядностью. Идеология ислама была глубоко реакционной. Она тормозила развитие производительных сил, задерживала рост культуры. Одной из наиболее агрессивных форм идеологии ислама был суфизм, который имел некоторое распространение и среди киргизов. Его представители — шпаны—призывали к борьбе с «неверными», духовно закабаляли своих приверженцев. Они вербовали себе мюридов среди киргизов-кочевников и, систематически посещая их, собирали в свою пользу большое количество скота в виде религиозной подати. О таких поездках говорили: «ишан отправился на охоту». В некоторых местах, даже на Тянь-Шане, существовали киргизские суфийские общины.
Такая религиозная обязанность мусульман, как пятикратная молитва, регулярно исполнялась главным образом лицами, принадлежавшими к эксплуататорскому классу. Посещение мусульманских святынь в Мекке (хадж) получило некоторое распространение среди манапов и баев в конце XIX — начале XX в. Но мусульманские религиозные праздники соблюдались и в народной среде. Однако в их празднование вплетались языческие обряды. Религиозный пост связывался с культом предков. Окончание поста (орозо айт) отмечалось как поминание умерших и предков вообще. В этот день жарили кусочки теста в сале (боорсок) и зажигали 40 свечей (стебли чия. обмотанные ватой и обмазанные жиром), которые ставили вокруг костра в юрте. После произнесения имен умерших остатки свечей бросали в огонь. Пища, которую ели в этот день, считалась посвященной духам предков. Мужчины собирались и вместе читали молитву.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.