Патриархальные традиции


Благоприятной почвой для бытования многообразных домусульманских верований являлась живучесть патриархальных традиций, коренившихся в отсталых формах кочевого скотоводческого хозяйства. Неустойчивость последнего, приводившая к систематическим голодовкам и разорению трудовых хозяйств, бессилие перед власть имущими, а также перед эпидемиями и разного рода болезнями, вызывали к жизни превратные представления о причинах бед и несчастий. Беспомощные перед социальными силами гнета и бесправия, перед стихийными силами природы отсталые скотоводы и земледельцы искали поддержки у созданных их же фантазией сверхъестественных существ. В то же время они пытались прибегать к защите и помощи своих умерших предков, которым приписывалась способность влиять на судьбу потомства.
По представлениям киргизов, духи предков (арбак) покровительствуют оставшимся в живых родственникам; всякого рода несчастья и болезни объяснялись тем, что духи предков отступились от человека за какой-либо проступок, недостойный их памяти. Результатом этого воззрения являлось особое уважение к могилам предков. В старину за оскорбление могилы полагалась смертная казнь. На могилах умерших обязательно ставили какой-либо памятник или знак. Так, у племени саяк на могиле мужчины было принято водружать высокий шест с привязанным к нему хвостом самой любимой лошади покойного. Обычно могилу обносили глинобитной стеной, а около могилы зажиточных и богатых скотоводов устраивали надмогильные сооружения (кумбвз), иногда довольно крупных размеров, типа мавзолеев.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.