Жертвоприношения


Среди киргизов было широко распространено почитание священных рощ, деревьев, источников, камней и т. п., сопровождавшееся многочисленными магическими действиями и обрядами. В таких местах, тоже называемых мазарами, иногда еще до сих пор кладут кости и черепа животных, рога горных козлов, архаров, ставят шесты с хвостами яков, к деревьям привешивают лоскуты ткани, кусочки ваты и т. п. Около мазаров в случае каких-либо стихийных бедствий (засуха, падеж скота и др.) или во время мусульманских праздников еще совсем недавно устраивали общественные моления, сопровождавшиеся жертвоприношениями (тулев). У таких мазаров совершали и частные жертвоприношения в случае недомогания кого-либо из семьи или заболевания скота, а также когда не было детей. При жертвоприношениях произносили молитвы, иногда ничего общего с исламом не имеющие. Мазары устраивали и на особенно высоких перевалах. В киргизской мифологии большое место занимали представления о разного рода демонических существах, якобы способных нанести вред человеку или его богатству, каким для кочевников был скот. Так, они верили в существа, имеющие образ женщины с медным клювом и медными когтями, нападающей особенно часто на охотников (жез тырмак), или образ старухи, сосущей кровь из пятки человека (мастан кемпир), а также образ женщины с длинными грудями, главная опасность от которой будто бы грозит роженицам (албарсты), и др. Сохранялись следы почитания древнего божества Джер-Суу (Земля-Вода), которому приносились умилостивительные жертвы. Это божество упоминается еще в орхонских надписях (там оно называется в числе добрых божеств). Вера в это божество была связана с циклом представлений, относящихся к культу природы. Таковы были представления о духах-хозяевах гор, рек, перевалов, различных видов животных и птиц. Остатки культа гор были зафиксированы В. В.Рад-ловым в 60-х годах XIX в. Среди женщин было распространено почитание Умай-эне — покровительницы женщин и детей, особенно новорожденных (божество Умай олицетворяло у древних тюрков культ матери, покровительницы домашнего очага, хранительницы потомства). Особое место занимало верование в злых духов (жин). Их представляли себе в виде маленьких мошек и мух, вызывающих якобы различные болезни у человека и животных, чаще всего сумасшествие, падучую и другие нервные болезни. Способность влиять на джиннов, изгонять их из тела больного приписывалось определенным лицам (мужчинам — бакшы и женщинам — бубу), их приемы лечения во многом напоминали шаманские камлания. Передача способностей бакшы по наследству, наличие у них духов-помощников и некоторые другие признаки позволяют рассматривать бакшы как шаманов.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.