Грамотность при царизме


Всячески задерживая развитие культуры на окраинах, царизм стремился оставить киргизский народ в темноте и невежестве. До Октябрьской революции киргизы были почти сплошь неграмотными. Грамотных насчитывалось менее 2%. Это были преимущественно манапы, баи, чины местной администрации, служители культа. Грамотные женщины исчислялись десятками. На территории современной Киргизии в 1914—1915 гг. было 103 начальных, три семилетних и одна средняя школа. Во всех школах обучался 7041 ребенок и среди них всего 360 киргизских детей.
До присоединения к России обучением киргизских детей занимались приглашавшиеся манапами в собственные аилы узбекские муллы, все знания которых сводились к умению читать некоторые главы корана, который они плохо понимали. С присоединением края к России в аилах начали появляться татарские учителя, обладавшие несколько большими знаниями, чем их предшественники. Возникавшие аильные начальные школы конфессионального типа — мектебы (мектеп) — устраивались обычно при мечетях, где имелся имам, который и обучал детей. Родной язык в них не изучался. Ряд таких мектебов содержали манапы и баи; в них обучались дети их приближенных и родственников. Усвоившие грамоту получали должности писарей у волостных управителей или же какое-либо место в аппарате местной администрации. Бедняк, если он и был грамотным, обычно на такие должности попасть не мог.
Русско-туземные училища, существовавшие в некоторых пунктах (Пишиек, Ош, Кетмень-Тюбе, Пржевальск), готовили преимущественно кадры переводчиков и мелких чиновников для местного административного аппарата. Хотя количество этих училищ было крайне незначительно, а система преподавания в них не приводила к ощутимым результатам, все же они сыграли некоторую положительную роль, оказывая известное влияние на общее развитие киргизской молодежи, открывая путь для проникновения элементов русской культуры в среду киргизского населения. Овладение русской грамотой создавало предпосылки для знакомства с русской литературой. Среди учителей (их было всего 216) также имелось некоторое количество прогрессивных представителей русского народа.
Таким образом, вопреки желанию царского правительства, через школы, через общение с демократически настроенными учителями киргизский народ, хотя и медленно, начинал приобщаться к передовой русской культуре.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.