Песни


Большое место в киргизском фольклоре занимает песенное творчество. Это связано в первую очередь с выдающимся поэтическим даром киргизов, с их редкой способностью к импровизации, к воплощению в поэтических образах и в стихотворной форме всех наиболее значительных событий окружающей жизни. Широкое развитие песни связано также с музыкальной одаренностью народа. Ведущую роль в песенном жанре занимает лирика. Здесь и песни любовные, и песни-жалобы, исполнявшиеся по случаю какого-либо горя, личной утраты. В них рассказывается о нужде и бедности, о насильственном замужестве. К песням-жалобам примыкают песни-прощания, исполнявшиеся при прощании с родным краем, с народом, с близкими, с любимой.
Особую разновидность представляют песни-состязания исполняемые во время своеобразных поэтических и музыкальных турниров между народными поэтами — акынами. Состязаются в умении владеть даром импровизации чаще всего два акына, но на больших празднествах устраивались раньше состязания, в которых принимали участие многие из присутствующих. Иногда проводились также состязания-диалоги, которые состояли из загадок и разгадок.
В прошлом киргизские манапы культивировали жанр песен-восхвалений. Им противостояли слагавшиеся демократически настроенными акынами песни-издёвки, высмеивавшие баев, манапов, а также вообще разные неблаговидные поступки людей.
Существуют песни различных возрастных групп, особенно молодежи, которые поют обычно во время игр, во время качания на качелях, девичьи песни-состязания. Большой любовью к детям насыщены колыбельные песни.
Среди бытовых песен видное место занимали причитания и обрядовые песни, которыми, в частности, сопровождались свадебный и погребальный обряды. Перед отправлением невесты из родительского дома в дом будущего мужа ее мать, родственницы и подруги пели трогательные песни-плачи. В них с большой силой раскрывалось бесправие девушки, выходившей замуж, и содержались наставления дочери о том, как вести себя в доме мужа, просьбы к родителям мужа хорошо обращаться с невесткой.
Большой художественной силы достигали похоронные плачи, слагавшиеся обычно женщинами. В одних случаях это были причитания, короткие лирические произведения, в других же — более крупные произведения типа элегий, подробно повествующие о жизни покойного. Последнего типа плачи зачастую слагались в прошлом профессиональными певцами по заказу феодальной знати. Содержанием их было прославление «заслуг» того или иного манапа с целью идеологического воздействия на трудящихся. Причитания, исполнявшиеся в дни поминания умерших, перерастали в особые поминальные песни — жоктоо. Причитания-плачи исполняются иногда и в наше время.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.