Поэмы


Новые условия жизни, новые культурные явления, начавшееся преобразование социального строя киргизского общества после присоединения к России внесли крупные изменения в характер устного народного творчества. В нем все более отчетливо стали разграничиваться интересы различных классов.
В поэме «Курманбек», как и в некоторых других произведениях «малого» эпоса, усиливались демократические идеи. Резче подчеркивалась борьба против внутренних врагов народа — манапов и баев. В поэме «Жээрен Чечен» воспевается труд, пропагандируется польза знаний, оседлости. В некоторых из поэм-сказок женщина выступает уже не в качестве бессловесной рабыни, а борющейся за свои права. В поэме «Ак-Мёёр» героиня протестует против насильственной выдачи ее замуж за дряхлого старика. Героиня поэмы «Песня дочери Каптагая» пытается освободиться от пут традиции: стремясь к свободе, она переодевается в мужскую одежду и в поисках достойного себе спутника жизни убегает из отцовского дома. Во всем этом сказалось изменение самосознания народа и, в частности, женщины, вызванное влиянием новых общественных условий, начавшегося сближения с русским народом, с передовой русской культурой.
В творчестве народных поэтов — акынов также отчетливо выступают противостоящие друг другу направления. Представителями реакционного направления, начавшими свою деятельность еще в первой половине XIX в., были акыны Калыгул и Арстанбек. В своих произведениях, созданных как БО время господства Кокандского ханства, так и после присоединения Киргизии к России, эти акыны характеризуют переживаемое ими время как эпоху народного плача, бед, страданий и скорби. В этих произведениях отражалась идеология феодальной верхушки киргизской народности. Именно феодалам были выгодны затушевывание классовых противоречий, уход в мир мистики, идеализация патриархально-феодальных порядков.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.