Творчество Молдо Кылыча


Мотивы уныния и тоски, предчувствия несчастий пронизывают произведения поэтов реакционного направления. Они выступали против присоединения Киргизии к России, ориентировали общественные идеалы киргизского народа на страны мусульманского Востока, проповедовали идеи мюридизма и как следствие этого вражду и непримиримость ко всем иноверцам. Охваченные боязнью нового, реакционные акыны выступали против прогрессивных явлений, возникавших в киргизской среде под влиянием общения с представителями русского народа. Страшась наступающих событий и рассматривая их как приближение «конца мира», эти акыны видели в новых явлениях только отрицательные стороны. Они жаловались на разрушение семейных устоев, упадок нравов, падение благочестия. Отсюда призывы к сохранению патриархально-феодального строя. Борьбу против колониального гнета царизма реакционные акыны подменили борьбой против русских вообще.
Творчество крупного киргизского поэта колониального периода Молдо Кылыча Шамырканова (1866 —1917 гг.) в значительной степени находилось под влиянием идеологии его предшественников — акынов реакционного направления. Он был грамотным и в отличие от многих других акынов записывал свои произведения. Первой печатной книгой на киргизском языке, изданной до Октябрьской революции, была поэма Молдо Кылыча «Зилзала» («Землетрясение»), содержащая реалистическое изображение большого стихийного бедствия, постигшего часть территории Киргизии и Казахстана — землетрясения 1911 г. В этой поэме Молдо Кылыч отдал солидную дань религиозному мировоззрению, она проникнута пессимизмом и мистическими мотивами, поэт уповает на бога, на милосердие феодально-родовой знати. Землетрясение он истолковывав"! как наказание аллаха за грехи людей. Это одно из произведений, послуживших основанием для оценки Молдо Кылыча как поэта реакционного направления. Ограниченность мировоззрения Молдо Кылыча, его представлений об общественном устройстве того времени лишала его возможности понять значение происходивших в жизни народа изменений. Однако в творчестве Молдо Кылыча звучат мотивы и другого характера. Его сатирические поэмы «Пир беркута» и «Пернатые» содержат обличение и осуждение господствовавших классов и сочувствие к обреченной на бесправие и нищету киргизской бедноте. Поэт отразил в своем творчестве противоречия, которые были свойственны киргизскому аилу во второй половине XIX — начале XX в., находившемуся под двойным гнетом — своих феодалов и царских колонизаторов.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.