Устное творчество


На пути развития устного народного творчества стояло в прошлом много препятствий. Социальный и национальный гнет, влияние идеологии ислама задерживали естественный рост народных талантов. Но вопреки всем трудностям трудовой народ рождал своих певцов, которые скитались от кочевья к кочевью со своим нехитрым комузом и несли народу свое творчество. Некоторые из них поднимали свой гневный голос против манапов и баев, жестоко угнетавших трудовой люд, против царских приспешников, призывали к борьбе. Неудивительно, что баи и манапы преследовали акынов, отказывавшихся подчинять свою творческую деятельность их интересам. Несмотря на травлю, издевательства со стороны манапов и баев, стремившихся приспособить народное творчество к своим вкусам, оно продолжало жить и развиваться, сохраняя лучшие демократические и художественные традиции.
Донесенное до наших дней киргизское устное творчество отличается большим жанровым разнообразием. Наряду с трудовыми, лирическими и обрядовыми песнями значительное развитие в творчестве киргизского народа получили и другие виды народных произведений: сказки, предания, героические поэмы типа народных романов и в особенности богатырский эпос.
Кочевой образ жизни киргизов в прошлом породил такие произведения, как пастушеские женские песни и песни пастухов-табунщиков.Песни бекбекей исполнялись женщинами и девушками ночью, когда они караулили овечьи отары возле аила. Пение их сопровождалось протяжными заунывными выкриками. В песнях женщины предостерегали друг друга о грозящей от волков опасности, призывали к бдительной охране отар, угрожали волкам:
Помимо трудовых пастушеских песен, существовали песни, сопровождавшие процессы земледельческого труда, в частности молотьбу. Песни, исполнявшиеся во время молотьбы, назывались оп-майда.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.