Смешение материальных культур


В последние годы существенный вклад в исследование материальной культуры киргизов внесла Киргизская археолого-этнографическая экспедиция. Установлено, что наряду с преобладанием в киргизской материальной культуре явлений, наиболее близких культурным традициям других народов Средней Азии и казахов, в ней отчетливо выявляются элементы, сближающие ее с культурой народов Южной Сибири, Монголии, современного Синьцзяна и Тибета. Однако эти данные еще недостаточны для решения вопроса о происхождении материальной культуры современных киргизов, который продолжает пока оставаться далеко не выясненным. Исторические свидетельства, главным образом китайских источников, а также результаты предпринятых в широких масштабах археологических исследований Южной Сибири, Семиречья, Тянь-Шаня и Памиро-Алая позволяют более уверенно утверждать, что в материальной культуре киргизских племел в той или иной мере нашли продолжение традиции материальной культуры кочевников — от саков, усуней и гуннов до тюрков и монголов.
Переносное жилище типа юрты было известно как усуням, так и древним кыргызам. По словам А. Н. Бернштама, впервые исследовавшего памятники гуннского времени на территории Киргизии, «культура кен-кольского типа во всех своих основных частях была воспринята киргизскими племенами». Это особенно убедительно подтверждается материалами Кенкольского могильника, относящимися к покрою одежды и типу обуви, которые без существенных изменений сохранились вплоть до нашего времени не только у киргизов, но и у других народов Средней Азии. Сопоставление типично кочевнической одежды, изображенной на каменных изваяниях тюркского времени, указаний на одежду из валяной шерсти у древних тюрков Семиречья (Сюань-Цзан, VII в.) и описаний одежды древних кыргызов (хагасов) в «Тан Шу» (белые валяные шляпы, платье из овчины и шерстяных тканей) с одеждой современных киргизов не оставляет сомнений в преемственности типов одежды на протяжении по крайней мере 1300—1400 лет. То же самое, по-видимому, можно сказать и об украшениях. Кроме того, у киргизов дожили до нашего времени или лишь недавно вышли из употребления многие предметы утвари и домашнего обихода (круглые плоскодонные деревянные чаши и тарелки, футляры для пиал, светильники, деревянная колыбель), совершенно аналогичные по формам и даже по материалу (например, арча и тяныпаньская ель) соответствующим предметам из гуннских, усунь-ских и тюркских погребений. Такие же аналогии прослеживаются в частях конской сбруи и ее украшениях. Приведенные здесь некоторые данные указывают на сложный характер киргизской материальной культуры и на ее генетические связи с культурой широкого круга древних и средневековых кочевых племен Центральной и вредней Азии.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.