Арабское владычество


Не оказали арабы существенного влияния и на этнический состав населения Средней Азии. Живущие здесь поныне группы арабов — потомки переселенцев, пришедших значительно позже, во времена владычества Тимура. В то время как исламизация высших слоев общества и части городского населения (купечества) осуществлялась довольно быстро, сельское население сильно противилось новой религии, связывая ее со всей системой эксплуатации, введенной арабами, и продолжало придерживаться зороастризма и других доисламских религий.
На протяжении всего 8 в. история арабского владычества полна бурных исторических событий, мятежей и карательных походов. В 747 г. крестьяне и горожане приняли участие в восстании под предводительством Абу-Муслима, которое закончилось низвержением династии Омей-ядов и переходом власти в халифате к династии Аббасидов. В 70—80-х годах 8 в. наиболее мощным из восстаний против халифата было движение Муканны. Это восстание, как и многие предыдущие выступления жителей Среднеазиатского междуречья против иноземных завоевателей, широко поддержали тюркские племена, пришедшие из степей на помощь восставшим.
Власть арабов простиралась лишь на незначительную южную часть территории нынешнего Казахстана. В его степных областях различные тюркоязычные племена оставались независимыми. В юго-восточном Казахстане (Семиречье) образовались объединения тюрок-тюргешей (8 в.), а затем карлуков (8—10 вв.). При карлуках сюда переселилось из Восточного Туркестана много уйгуров. Западнее, в низовьях Сыр-Дарьи, находилось владение крупного союза тюркских племен — огузов, так же как и карлуки, сочетавших скотоводство с земледелием и имевших свои торговые центры — города. Центром огузов был г. Янгикент в низовьях Сыр-Дарьи, одно из гунно-тюркских городищ древней дельты этой реки, заново укрепленное и перестроенное в раннем средневековье.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.