Демократическая культура Средней Азии


В то же время у народов Средней Азии крепли и развивались элементы демократической культуры. Важным фактором создания духовной общности у народностей Средней Азии, общности их культзгры, языка было проникновение передовых демократических идей русского общества, направленных против национального гнета и защищавших права и достоинства народов Туркестана. Русские прогрессивные ученые, писатели, художники занимались исследованием истории и этнографии народов Средней Азии и Казахстана, истории их культуры и языка, что несомненно оказывало влияние на рост национального самосознания и развитие национальной культуры, в частности на появление демократического направления в литературе узбеков, таджиков, казахов, каракалпаков и др.
Выразителями демократических идей в дореволюционном Туркестане были талантливые узбекские поэты Мукими, Фуркат, Аваз Отар, Завки, Хамза Хаким-заде; таджикские — Ахмед Дониш и его последователи: поэт-сатирик Савдо, поэт Шохин; казахские ученые-просветители Чокан Валиханов, Ибрагим Алтынсарин, поэт Абай Кунанбаев, киргизский акын Токтогул Сатылганов и др. Произведения этих поэтов и ученых, помимо глубоко прогрессивного влияния на идеологию народов Средней Азии, способствовали формированию национальных литературных языков, сближению последних с разговорной народной речью.
Важнейшим фактором национального развития народов Средней Азии в дореволюционное время было зарождение национальных кадров рабочего класса, тесно связавших свои судьбы с русским пролетариатом. С ростом революционного движения в среду формирующегося в Туркестане рабочего класса проникали идеи пролетарского интернационализма.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.