Культура огузов


Культура огузов изучена на большом археологическом материале в низовьях Сыр-Дарьи, где расположены развалины множества их поселений и городов; эта культура имеет глубокие местные корни; наблюдается преемственность ее развития, непосредственные связи с предшествующей ей культурой эфталито-хионитской и с еще более ранними культурами местных сако-массагетских племен. В то же время в ней прослеживается сильное влияние культуры степных гунно-тюркских племен, внедрившихся в Приаралье из Центральной Азии и приалтайских областей.
По всем данным огузы — потомки тюркизированных в VI—VII вв. эфталитов. Кроме основного эфталито-тюркского этнического элемента, в составе огузов VII1—X вв. имелась значительная прослойка индоевропейских элементов в лице племен тохаров (огузское племя дюкер) и ясов-алан (языр-язгыр). Огузские племенные названия кайы, баят и баяндер свидетельствуют о проникновении в среду огузов монгольских элементов еще за пять столетий до монгольского завоевания; участие их в этногенезе огузов объясняет и отмеченную выше струю центрально-азиатского влияния, явственно различаемого в культуре огузов.
Потомками древнего населения Приаралья были и племена печенегов, союз которых формировался одновременно и в непосредственном соседстве с огузами. Этнической базой их также являлись древние племена сако-массагетского и сармато-аланского происхождения, подвергшиеся затем тюркизации; согласно Махмуду Кашгарскому, печенежский язык был близок булгарскому и суварскому. По-видимому, в этногенезе печенегов большую, чем у огузов, роль играли протоугорские элементы; в частности, в нем могли участвовать йирки, упомянутые Геродотом как жители районов Приуралья, тюркизированные потомки которых вошли одним из компонентов в состав башкир.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.