Культурный подъем при Улугбеке


В XV в. наблюдается временный культурный подъем, связанный с именами внука Тимура — Мирза Мухаммеда Тарагая, известного под именем Улугбека, и плеяды знаменитых ученых, литераторов и общественных деятелей, ЖИВШИХ В Герате и Самарканде.
При Улугбеке в медресе преподавались светские науки, читались лекции по астрономии и была возведена в Самарканде знаменитая обсерватория, которую современники по праву считали лучшей в мире. В Средней Азии трудились тогда виднейшие астрономы Казы-заде Руми, Гиясуддин Джемшид, «Птолемей своей эпохи» Али Кушчи. Улугбек прославился своими астрономическими таблицами, над которыми он работал вплоть до-самой смерти. Отличаясь высокой степенью точности, будучи лучшими среди подобных таблиц того времени, они оказали большое влияние на развитие мировой астрономической науки.
Во второй половине XV в. центром государства Тимуридов стал Герат. В это время здесь жил и писал свои бессмертные произведения Алишер Навои. Староузбекский язык его поэмы был доведен до высокого совершенства. Алишер Навои является выразителем самых передовых идей своей эпохи. Его «Чар диван» (четыре лирических сборника), «Хамса»/ и другие произведения представляют собой ценнейший вклад в сокровищницу среднеазиатской и мировой культуры (см. стр. 363). В противовес мистикам-суфиям Навои рассматривал природу как неисчерпаемую сокровищницу ценностей, изучение которой, по его убеждению, делает человека счастливым. Он призывал ценить и любить земную жизнь и ее блага, вел борьбу за светские знания, за просвещение, за счастливую жизнь человека и клеймил презрением и ненавистью тунеядцев, невежественных служителей культа и жестоких феодальных владык. Ему принадлежит изречение: «Если ты человек, не называй человеком того, кто не забогитсн о народе». Навои прославлял труд пахаря и каменщика, музыканта и художника, творчество поэта и ученого, приносящих пользу стране, обществу, людям. Он неустанно призывал учиться, утверждая, что знание; и мудрость — украшение человека.



Памятники Самарканда XIV в. 1 — мавзолей Тимура Гур-Эмир; 2 — группа мавзолеев Шах-и Зинда
При этом, однако, его взгляды на историю были идеалистическими и утопическими. Так, он верил в чудотворную силу «справедливого царя», который, по его мнению, творит историю и может дать счастье народу.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.