Смешение народов Азии


Исследование сложной истории формирования народностей Средней Азии показывает, что ни одна из них не восходит непосредственно к какой бы то ни было из этнических групп древности. Согдийцы вошли в состав узбеков и таджиков, саки и массагеты — в состав туркмен, каракалпаков, казахов, узбеков, частично и таджиков; древнетюркские племена приняли участие в этногенезе большинства народов Средней Азии, не только тюркоязычных, но отчасти и ираноязычных; позднее кыпчаки вошли в состав узбеков, казахов, частично каракалпаков и т. д. Таким образом, народы Средней Азии и Казахстана связаны между собой древними узами этнического родства; это одна из причин общности ряда явлений их хозяйства, быта и культуры. В то же время исторические судьбы этих народов, входивших в течение продолжительных, иногда длящихся веками, периодов в пределы одних и тех же крупных государств древности и средневековья, и их совместная борьба против иноземных завоевателей привели к постоянному общению и тесной культурной связи между ними.
По мере формирования народностей наряду с общими чертами слагались и все более определенные черты культуры каждой из них, накапливались признаки, характеризующие ее будущее национальное своеобразие и специфику. Этот процесс искажается реакционными и антинаучными буржуазными «теориями» паниранизма, пантюркизма. Концепция паниранистов отрицает самобытное развитие культуры народов Средней Азии, приписывая ее исключительно влиянию Ирана. Все культурные традиции считаются заимствованными из ахеменидского или Сасанидского Ирана, все памятники материальной культуры, архитектуры и искусства рассматриваются как памятники иранской культуры. Фальсифицируя исторические и этнографические факты, паниранисты лишают народы Средней Азии их культурного наследия. Ничего общего с действительностью не имеет и концепция пантюркизма, произвольно объединяющая разнообразные тюркоязычные народы и их культуры общими, не имеющими реальной основы понятиями «тюркский народ», «тюркская культура», отрицающая факт самостоятельного исторического развития и национальных различий в культуре многочисленных тюркоязычных народностей и наций зарубежного и советского Востока. Все эти по существу космополитические «теории» имеют прямое служебное назначение: они используются силами международной реакции для борьбы против национального суверенитета народов Востока.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.