Суфийское духовенство


Многочисленно было и суфийское духовенство — ишаны и хальфа.
Руководители суфийских орденов и составлявших их суфийских общин добивались не только духовной власти над мюридами. «Вручивший руку» ишану принимал на себя обязанность ежегодно отдавать в его пользу и часть своих доходов. Обычно осенью, после сбора урожая, ишаны отправлялись в районы, где проживали их мюриды, и привозили оттуда мешки зерна, дыни, фрукты, пригоняли скот. Эти поездки ишанов народ иронически называл «охотой за мюридами».
По сравнению с раннесредневековым суфизмом, представлявшим собой значительное философско-религиозное течение, которое противопоставляло ортодоксальному исламу свои теоретические доктрины, суфизм, или дервишизм, XVIII—XIX вв. в среднеазиатских ханствах и степях Казахстана сильно изменил свой облик. Существовавшая в нем и ранее реакционная струя стала преобладающей. Алчность, погоня за наживой, бесконечные поборы и вымогательства у рабски подчиненной им паствы, стремление к обогащению путем эксплуатации крестьян в своих поместьях и даже путем участия в крупных торговых и финансовых операциях — вот основные черты среднеазиатских ишанов и дервишеких шейхов этого периода, главное направление их деятельности.
Суфизм в своих примитивных формах был распространен и в женской среде, где радениями (зикр) руководили особые наставницы, обычно жены имамов.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.