Суфизм


В XI—XII вв. в Мавераннахре в обстановке бесконечных феодальных смут и нашествий завоевателей широко распространяется зародившееся еще в IX в. в Ираке мистическое учение суфизм, оказавшее реакционное влияние на всю последующую культурную историю народов Средней Азии.
Для суфизма характерен крайний синкретизм, сочетание самых различных по генезису элементов — от ортодоксального ислама до элементов древних культов.
Философскую основу суфизма составляет пантеизм —представление о том, что божественная сущность разлита во всей вселенной и человек может полностью слиться с божеством.
Путь к этому, по учению суфиев, имеет ряд ступеней, прохождение которых есть постепенное приближение к этой конечной цели. Принятие в качестве первой ступени суфийского пути норм официальной религии открыло возможность сосуществования суфизма с исламом. Однако на второй ступени совершенствования суфизм признавал свободу от догм официальной религии, что создавало условия для развития самых различных направлений философской мысли, иной раз весьма далеких от ислама.
Под покровом пантеизма в суфизме проявлялся протест против официальной религии, отказ от ее обрядности.
С другой стороны, в том же суфизме развивались направления наиболее реакционные, знаменовавшие собой господство самого откровенного мракобесия, основанные на отрицании главенствующей роли разума, полном отказе от собственной воли. Прохождение суфийских ступеней совершенствования по учению суфиев должно было осуществляться под руководством наставника (муршид, пир), которому вступающий в орден предавал себя в полную власть, становясь его послушником — мюридом, символизируя это обрядом «вручения руки». Требование полного подчинения муршиду, в руках которого, по широко распространенному в суфийской среде выражению, мюрид «должен быть подобен трупу в руках сбмывателя мертвых», было одним из самых реакционных положений, когда-либо предъявлявшихся религией к своим адептам.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.