Труды Бируни


Богатая, развитая культура Хорезма, имеющая замечательные древние традиции, дала такую титаническую фигуру как Абу-Рейхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни (973—1048 гг.) — современник ибн-Сины, родившийся на территории современной Кара-Калпакии в древнем г. Кят (окрестности нынешнего районного центра Бируни). В его лице выступает перед нами великий энциклопедист средневекового Востока, астроном, географ, минеролог, этнограф, историк и поэт.
Его перу принадлежит ряд капитальных трактатов по разным отраслям науки, и во всех он проявляет себя как выдающийся эрудит и самостоятельный мыслитель, прокладывающий новые пути в науке. "Его историко-геологические теории по истории ландшафта Северо-Индийской низменности и по истории изменения течения Аму-Дарьи далеко опережают взгляды тогдашней науки, приближаясь к современным научным концепциям. Труд Бируни «Ал-Асар ал-Бакия...» — «Памятники минувших поколений», трактат о летоисчислениях народов мира, является настоящим кладезем сведений по истории культуры, философии, астрономии, религии разных народов. Ценнейшие историко-географические сведения заключены в его трактате «Ал-Канун ал-Масуди» и геодезическом труде «Тахдид Нихайат аламакин...»
Замечательная «История Индии» Бируни является образцом историко-этнографической монографии, не имеющей себе равных в средневековой литературе. Трудом первостепенного научного значения была и дошедшая до нас лишь в отрывках «История Хорезма», в которой заключались сведения о роли Хорезма в событиях на Руси, предшествовавших принятию христианства. Благодаря Бируни, знакомившему страны мусульманского Востока с географией и этнографией Восточной Европы, арабам стали впервые известны варяги-норманны и народы «страны мрака» — население европейской и азиатской Арктики.
Страстный патриот, Бируни гневно клеймил завоевателей, истреблявших культуру Средней Азии; в своих знаменитых «Памятниках минувших поколений» он с уважением отзывался об обычаях, верованиях, культуре, быте, науке других народов (римлян, персов, согдийцев, хорезмийцев, евреев, арабов), историю которых он великолепно знал.
Его рационалистические идеи в таких областях знания, как астрономия, геология, гидростатика, география, во многом предвосхитили взгляды Коперника, Леонардо да Винчи и др.
Опытное, эмпирическое знание, занявшее важное место в творческой деятельности Бируни, определяло в целом стихийно материалистический характер его воззрений на явления природы. Признавая существование природы вне и независимо от сознания человека, Бируни возвышает человеческий разум, обладающий способностью познать явления и закономерности реального мира.
Однако научные достижения и передовые материалистические элементы мировоззрения ибн-Сины и Бируни были заглушены господство-павшей в стране реакционно-клерикальной идеологией.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.