Узбекский поэт Турды


Так, замечательный узбекский поэт Турды (конец XVII — начало XVIII в.), живший в Бухарском ханстве и писавший под псевдонимом Фароги, не только призывал народ к борьбе с угнетателями, но и сам с оружием в руках активно участвовал в борьбе против бухарского деспота Субханкули-хана. В этой борьбе Турды хотел видеть объединенными все узбекские племена, так как в разобщенности узбеков он находил причину народных бедствий. Турды сумел подняться до уровня осознания национального единства узбекского народа и призывал своих соотечественников к объединению.
В одном из своих произведений Турды писал:
Хоть народ наш разобщен, но ведь это все узбеки девяноста двух племен. Называемся мы разно,— кровь у всех одна — Мы один народ, и должен быть у нас один закон. Полы, рукава и ворот — это все — один халат, Так един народ узбекский, да пребудет в мире он.
Подобным же образом призывал туркменские племена к объединению для национально-освободительной борьбы с Надиршахом поэт и великий мыслитель XVIII в. Махтум-кули:
Несмотря на исключительно неблагоприятные для национального развития условия, уже в этот период у каждой из народностей Средней Азии оформилось своеобразие языка, быта и культуры. Однако росту и развитию у них всех проявлений этнической общности, зарождавшегося национального самосознания и стремлений к сплочению, к национально-освободительной борьбе мешала экономическая, политическая и культурная отсталость феодальных ханств. Она тормозила прогрессивное развитие Средней Азии и переход ее к новой, капиталистической формации. Зародившиеся еще в позднем средневековье, но очень слабые элементы капитализма, обусловливающего развитие буржуазных наций, начали развиваться в Средней Азии и Казахстане лишь после включения последних в состав России.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.