Владычество тюркского каганата


Тюркско-китайская армия, окружив г. Пейкенд, где укрепился Абруй, подавила восстание, вождь его был подвергнут жестокой казни. После подавления восстания каган Кара-Чурин возобновил завоевательную политику, вступив при поддержке Византии и хазар в борьбу с Ираном, но был разбит и погиб в бою с сасанидскими войсками. Политический упадок каганата привел к его разделу на восточную и западную части. Границы Западного каганата, в состав которого входили среднеазиатские области, в VII в. достигали берегов Инда. Это был период установления тесных связей кочевников-тюрков с подчиненными им земледельческими областями Средней Азии, время образования согдийской колонии в Семиречье и Восточном Туркестане, роста городов и установления оживленных торговых связей с Китаем и Ираном. Основной торговый путь шел через города Мерв, Чарджоу, Бухару, Самарканд, Чач, Исфиджаб, Талас, Суяби дальше — в оазисы Восточного Туркестана. Период владычества Тюркского каганата несомненно сыграл большую роль в этнической истории Средней Азии и Казахстана, обусловив приход сюда больших групп тюркских этнических элементов, их сближение и частичное слияние с местным оседлым ираноязычным населением. Однако нельзя считать, что тюркизация ираноязычного населения оазисов и степей Средней Азии впервые началась лишь в этот период: проникновение этнических элементов из Центральной Азии восходит к весьма отдаленным временам. Об этом говорят относящиеся еще к эпохе бронзы элементы карасукской культуры в археологических материалах Средней Азии.
Палеоантропологические материалы свидетельствуют о наличии монголоидной примеси у апасиаков, т. е. в IV в. до н. э. Большую роль в этом сыграл, очевидно, и приход гуннов, нахлынувших в степи Средней Азии во» 11 в. до н. э.; вопрос об их языке, правда, до сих пор еще остается спорным; большая часть исследователей считает его тюркским, меньшая связывает его с древними монгольскими или тунгусо-маньчжурскими языками. Ново всяком случае есть основания считать, что он принадлежал к древней «алтайской» языковой общности, которая существовала в ту отдаленную эпоху, когда тюркские языки еще не обособились окончательно ни от монгольских, ни от тунгусо-маньчжурских. Можно полагать, что этнической основой этой языковой общности было множество племен, из которых только некоторые известны по письменным источникам или дожили до-нашего времени в этнонимах и этнографических группах своих потомков. Лингвистический анализ словарного материала хионитско-эфталит-ского происхождения привел к противоречивым результатам; некоторые исследователи пришли к выводам о близости его к иранским корням, другие — к тюркским. Разногласия эти естественны. Они вызваны тем, что> основу эфталитского языка составляют языки сако-массагетских племен, подвергавшихся на протяжении веков влиянию просачивавшихся алтайских этнических элементов, среди которых все большую роль играли тюркские.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.