Похороны


У киргизов похороны и поминки превращаются обычно в своего рода общественное событие, в котором участвуют не только члены семьи и близкие родственники, но и широкий круг дальних родственников, которых специально извещают, если они живут в других селениях, районах и городах, а также односельчане. Похороны и связанные с ними обычаи вызывают очень большие расходы.
Во многих сельских местностях до сих пор принято тело умершего до погребения помещать в юрте, которая специально ставится во дворе для этой цели. Традиционный характер носит оплакивание покойного, в котором участвуют женщины, исполняющие трогательные плачи-причитания. Они сидят в юрте, где помещается усопший. Близкие родственники-мужчины стоят около юрты, опершись на посохи. Пока прибывают родственники или желающие выразить соболезнование, плач и рыдания слышатся и в юрте и вне ее. Вдова обычно сидит с распущенными волосами, покрытая темным или светлым платком (в зависимости от возраста покойного).
После двукратного обмывания тела умершего, которое затем заворачивают в белый саван, совершается обряд отпущения грехов и читается заупокойная молитва. В обмывании местами и теперь обязательно участвуют свойственники из разных групп (из тех, откуда брали в семью девушек, и из тех, куда девушек отдавали из данной семьи замуж). Представителям других крупных семейно-родственных групп, присутствующих на похоронах, иногда и теперь вручают деньги «на помин души».
На кладбище, по старому обычаю, отправляются только мужчины. До настоящего времени во многих населенных пунктах каждая семейно-родственная группа имеет свое кладбище, но все чаще теперь наблюдается смешанное захоронение.
В устройстве могил отмечается несколько вариантов, причем один из них восходит, по-видимому, к древнему, так называемому катакомбно-му типу погребальных сооружений.
В северной Киргизии-до сих пор сохраняется традиция устраивать вокруг могил глинобитные оградки или возводить надмогильные сооружения в виде небольших мавзолеев — глинобитные или из сырцового кирпича.
В погребальный обряд входит определенный цикл поминок, которые совершаются на третий день после смерти, на седьмой день и на 40-й день. На 40-й день (или на 20-й день) ближайшие родственники посещают могилу покойного. Они берут с собой различные продукты, которые съедают возле могилы. Это посещение называют хождение на сороковины. Завершаются все церемонии тризной — аш, устраиваемой через год после смерти, а иногда и раньше. Тризны нередко бывают очень многолюдными, с обильным угощением, для чего забивают много скота. Советская общественность выступает против устройства таких расточительных тризн, тяжело отражающихся на бюджете семьи. После тризны прекращаются оплакивание умершего и соблюдение траура.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.